ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

Впервые за постсоветское время в этом году суда Сахалинского морского пароходства приступили к освоению трассы Северного морского пути на всем его протяжении. В рамках программы «северного завоза» для нужд Чукотского автономного округа теплоходы «Кунашир» и «Парамушир» прибыли Севморпутем в порт Архангельск под погрузку и вновь пройдут эту трассу в обратном направлении с народно-хозяйственными грузами. О том, как прошла первая часть перехода (с востока на запад) наш корреспондент побеседовал в Архангельске с капитаном дальнего плавания Игорем Николаевичем Янковским, под командой которой прошел этот путь теплоход «Кунашир».
- Игорь Николаевич, как прошло плавание?

- Отлично - быстро и спокойно. Из Певека снялись девятого сентября и ранним утром девятнадцатого были в Архангельске. По трассе льда практически не видели. Только в проливе Вилькицкого вдалеке были видны разреженные ледовые поля и отдельные айсберги, но мы за весь путь в контакт со льдом не вступали.
- Следовательно, помощь ледоколов не понадобилась?
- Не понадобилась. Впрочем, арктическая погода капризная, поэтому, естественно, ледоколы нас контролировали. В восточном секторе нас сопровождал дизель-электроход «Красин», а уже в высоких широтах постоянно координировали нашу работу с атомоходом «Вайгач», способным без труда справиться со льдами толщиной более полутора метров. Если бы столкнулись с более мощными льдами, на помощь пришел бы и дежуривший на трассе «50 лет Победы» - самый мощный ледокол в мире. Поэтому и нам, и, думаю, экипажу «Парамушира», который идет за нами по тому же маршруту с лагом в десять дней, на трассе достаточно спокойно.
- Вообще, для вас плавание в столь высоких широтах, наверное, непривычно?
- Почему же? Все-таки на Северном морском пути сахалинские суда уже давно не новички. Да, в западный сектор Арктики мы пришли после очень долгого перерыва, но в восточном работаем постоянно. Что касается меня, то я, хоть и уроженец юга, Север всегда манил. В 1983 году, когда окончил Одесскую мореходку, на распределении просился в Мурманск или Архангельск. Но члены комиссии, хитро улыбнувшись, сказали, что предлагают мне кое-что «много южнее» и распределили в Сахалинское морское пароходство. Как только прибыли в Холмск, кадровая служба направила меня третьим помощником на один из «малышей», работавший именно на Севморпути, в восточном секторе Арктики.
Помню, стоим мы у кромки льда, ждем ледокол. Лето в тот год было очень холодное, море замерзло до мыса Шмидта. Вдруг видим на горизонте, в самой гуще льда, яркую красную точку, очень заметную на белом фоне. Точка быстро увеличивалась, и вскоре поняли, что это в одиночку, без сопровождения ледоколов идет новенькая «Оха», только что построенная и включенная в состав флота Сахалинского пароходства. Вслед за ней через несколько недель прошло однотипное с ней «Кемерово». И, если не путаю, после этого почти тридцать лет суда нашей компании всю трассу Северного морского пути не преодолевали.
- Полагаете, что после нынешних рейсов «Кунашира» и «Парамушира» такого большого перерыва в плавании по Севморпути не будет?
- Надеюсь. Все-таки, САСКО достаточно планомерно осваивает все маршруты по доставке грузов на Чукотку. Лет десять назад начали с отправок из Владивостока, потом добавились порты Китая, затем - Северной Америки, теперь вот - порты русского Севера. И экипаж, и специалисты на берегу делают все для того, чтобы предоставить нашим клиентам лучший сервис. Не нужно забывать, что в перевозке через Архангельск пароходство работает не только, как морской перевозчик. Весь тот груз, который нам предстоит принять на борт, был доставлен в этот порт из центральной части страны силами ЗАО «САСКО-Навигатор». Таким образом, пароходство предоставило клиенту полный комплекс услуг, приняв у него груз на складе в средней полосе и доставив до причалов Певека. Понятно, что эти два рейса скорее следует считать экспериментальными. Но если эксперимент окажется удачным, а мы на это надеемся, работа через Архангельск может стать для нас постоянной. Думаю, в перспективе мы могли бы делать несколько рейсов. Все-таки, до отправки на Архангельск мы уже совершили два рейса на Певек из тихоокеанских портов. Да и разрешение, которое мы получили в этом году, разрешает нам работать по всей трассе Северного морского пути по 5 ноября включительно.
- А «Кунашир» с такой нагрузкой справится?
- Естественно. Судно показало себя с самой лучшей стороны. Устойчивое, проходимое, управляемое, послушное. Отличное судно. Для работы в высоких широтах потребовалось лишь дополнительное радиооборудование, да и то лишь потому, что вблизи от полюса традиционная спутниковая связь может работать с перебоями. Из «минусов» можно отметить лишь одно: если уж по проекту предусмотрено, что с «Кунаширом» должны справляться одиннадцать членов экипажа, то и места на судне всего на одиннадцать человек. Даже если захочется взять в рейс пассажира, это не получится - просто негде его будет разместить. Вот спасательных мест, как положено, на полтора экипажа, на семнадцать человек. Но где их на «Кунашире» разместишь?! Но это, конечно, всего лишь шутка. И «Кунашир», и однотипные с ним «Парамушир», «Симушир» и «Шантар», и близкая по характеристикам «Селенга» отлично готовы к работе в Арктике. И, будем надеяться, что Сахалинское морское пароходство пришло на Северный морской путь всерьез и надолго.
Е. Вагин

Страницы 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9
Имя:
Пароль:
Автоматически входить при каждом посещении:
Прислать новый пароль

© SASCO, 2003-2014
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна.